Опубликовано VUshakov в Вс, 20/03/2011 - 21:15
24/03/2011 18:00
Уважаемые коллеги, Московский семинар по когнитивной науке состоится 24 марта в 19:00. Семинар будет проходить в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) на М. "Новослободская" (вход со стороны ул. Чаянова).
Номер аудитории можно будет узнать непосредственно перед семинаром на входе или в комн. 603 II корпуса (кафедра ОЗРП), а также по телефонам:
+7(916)359-21-92 (координатор семинара Екатерина Печенкова; мобильный номер, можно как звонить, так и посылать смс)
+7(499)250-66-32 (кафедра ОЗРП в РГГУ; городской номер).
Подробнее о том, как добраться и пропусках см. в конце письма.
Доклад кандидата психологических наук Валерии Александровны Гершкович (кафедра общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета).
ЭКСПЛИЦИТНОЕ И ИМПЛИЦИТНОЕ ИГНОРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПАМЯТИ
Аннотация доклада
Как часто мы хотим что-то забыть или просто проигнорировать… Иногда нам кажется, что это вполне удалось, но иногда оказывается, что просто невозможно «не думать о белой обезьяне». От чего это зависит? И как сказывается игнорирование какой-либо информации на выполнении других когнитивных задач? Всегда ли для того, чтобы проигнорировать информацию, мы должны сформулировать осознанную цель? А если такой цели нет, то что именно будет проигнорировано?
Все эти вопросы, так или иначе, поднимаются в современной когнитивной психологии. Количество стимулов, постоянно воздействующих на нас, столь огромно, что человек для эффективного функционирования должен осуществлять селекцию, иначе говоря, отбирать нужную информацию и игнорировать ненужную, иррелевантную выполняемой задаче. Существенной стороной вопроса является то, что отвержение информации может быть как результатом осознанного решения, так и следствием имплицитных процессов, практически недоступных для осознания.
Доклад посвящен рассмотрению серии экспериментальных исследований, освещающих проблемы игнорирования вследствие как эксплицитной, так и имплицитной инструкции. В зарубежных теориях возможность активно игнорировать информацию, то есть контролировать познание, объясняется существованием «когнитивного торможения» [Dempster F.N., 1993], включающего: резистентность к интерференции [Brainerd C.J., Reyna V.F., 1993], контроль познания [Hasher L., Zacks R.T., May C.P., 1999], торможение извлечения информации [Geiselman R., Bjork R.A., Fishman D.L., 1983]. Нарушение же запрета, ошибки игнорирования объясняются несформированностью функции контроля [Zacks R.T., Hasher L., 1994]. С точки зрения теории В.М. Аллахвердова (1993, 2000), если процесс игнорирования находится под сознательным контролем, то возникают ошибки интерференции, так как сознательный контроль требует алгоритма выполнения и контроля результата.
В рамках доклада планируется обсудить три связанных между собой исследования, посвященных изучению игнорирования. Это экспериментальное исследование (целе)направленного забывания, влияния осознанно отвергнутой информации на последующий выбор информации и влияния осознанной и неосознанной реконструкции материала на эффективность его заучивания. Основные вопросы, которые будут обсуждаться в рамках доклада: сохраняется ли отвергнутая информация в памяти? Каковы особенности ее последействия? Какие когнитивные механизмы отвечают за процессы игнорирования?
Можно также познакомиться со следующими работами автора, близкими по тематике к предстоящему докладу:
"Эксплицитное игнорирование в мнемической деятельности"
"Влияние целенаправленно игнорируемой информации на решение связанных
с ней когнитивных задач"
с ней когнитивных задач"
А о докладчике почитать вот здесь:
http://genpsy.ru/sotrudniki/starshie-prepodavateli/gershkovich-valeriya-aleksandrovna/
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- Календарь