Skip to main content

Медиаматериалы

Всероссиийская школа для молодежи "В будущее наук о мозге и интеллекте"

Авторсортировать по иконкам Название Видео Описание
Александров Ю.И. д.псх.н., проф. Нейронное обеспечение поведения, сознание и эмоции
Рассматриваются два мировоззрения - парадигма активности и парадигма реактивности - при изучении поведения целостного организма и работы составляющих его клеток (в частности, нейронов). Подробно обсуждаются положения "активностной" парадигмы, восходящие к работам П.К. Анохина и В.Б. Швыркова; вводятся системные представления о функциях и поведенческой специализации нейронов, даётся системное решение психофизиологической проблемы. Вводятся представления о континууме сознания и эмоций, даются определения сознания и эмоций как разных уровней дифференциации индивидуального опыта.
Анохин К.В. чл.-корр. РАН и РАМН, д.м.н., проф. Молекулярные сценарии консолидации долговременной памяти
Данная лекция К.В. Анохина посвящена вопросу о том, как память сохраняется в течение долгого времени. Лектор рассматривает существующие модели памяти и показывает, с какими проблемами они сталкиваются при попытках объяснения феномена сохранения памяти в течение жизни индивида. Обсуждаются существующие представления о молекулярных механизмах памяти. Особое внимание уделяется вопросу о трансформации памяти при её извлечении. Обсуждаются возможные эпигенетические и генетические механизмы поддержания памяти.
Балабан Павел Милославович д.биол.н. Синаптические механизмы памяти в простых нервных системах
В докладе анализируются последние исследования по нейрофизиологии, которые заставляют пересмотреть сформулированные Дональдом Хеббом представления о работе синапса и консолидации памяти, на сегодняшний день ставшие классическими. Есть основания полагать, что сохранение опыта в долговременной памяти связано не с пресинаптическими (как считалось ранее), а с постсинаптическими механизмами. При этом пресинаптические механизмы пластичности рассматриваются как имеющие отношение не к процессам длительного хранения информации, а к наличной, оперативной ситуации.
Дубровский Д.И. д.ф.н., проф. Проблема расшифровки мозговых кодов явлений субъективной реальности
Д.И. Дубровский анализирует философский и научный планы проблематики сознания. В качестве критерия сознания им рассматривается субъективная реальность, изучение которой несводимо к фиксации поведенческих и языковых проявлений. Ставятся вопросы о взаимосвязи субъективной и физической реальности (психофизическая проблема) и обосновываются преимущества нередукционистского информационного подхода к решению этой проблемы.
Иваницкий А.М. чл.-корр. РАН, д.м.н., проф. Сознание как проблема физиологии мозга. Brain reading
В докладе анализируются сформулированные к сегодняшнему дню представления о природе и функциях сознания. Обсуждается проблематика, связанная с сознанием: механизмы работы мозга, когнитивные функции (ощущение, память, мышление) и др. Особое внимание уделяется исследованиям в русле Brain reading - определению содержательной стороны работы мозга по физиологическим показателям (ЭЭГ, BOLD fMRI и т.д.).
Каплан Александр Яковлевич Интерфейс мозг-компьютер: теоретическая коллизия, экспериментальная парадигма, практическая необходимость или бизнес-проект?
В данной лекции А.Я. Каплан рассказывает об истории и современных разработках в области мозго-компьютерных интерфейсов. Рассматриваются инвазивные и неизвазивные интерфейсы, отличие мозго-компьютерных интерфейсов от БОС-тренинга и систем биоуправления (нейропротезы). Обсуждаются проблемы, которые стоят перед разработчиками мозго-компьютерных интерфейсов, а также мозго-компьютерный интерфейс как принципиально новый с эволюционной точки зрения способ взаимодействия человека с миром.
Мухина И.В. д.б.н., проф. Обработка сигналов в клеточных сетях мозга: от математических моделей до нейроиммитирующих функциональных устройств
В отличие от традиционных представлений, рассматривающих память на уровне нейрона (единица памяти - синаптическая связь), гипотезой выполняемых под руководством автора работ является то, что в качестве структурно-функциональной единицы памяти выступает нейрональная (нейро-глиальная) сеть. Проведено моделирование принципов механизмов межклеточной сигнализации в мозге, лежащих в основе процессов восприятия, запоминания, обработки информации. Представлен обзор сетевых моделей, описывающих поведение нейрональных сетей (биофизические Ходжкина-Хаксли, феноменологические), описаны возможности использования гибридных электронно-биологических структур для изучения принципов работы мозга. Основное внимание в докладе уделено обсуждению результатов изучения функциональной активности нейрональной сети при культировании in vitro на мультиэлектродной матрице.
Островская Р.У. д.биол.н., проф., заслуженный деятель науки РФ Современные стратегии коррекции когнитивных функций
Кратко рассмотрены причины широкого спектра заболеваний когнитивного дефицита, отмечается прогрессивная динамика числа страдающих нарушением когнитивных функций у лиц разных из возрастных групп. Рассматривается фармакодинамика различных лекарственных средств, применяемых в клинической практике. Большое внимание уделяется нейропептидам (препарат "Ноопент") - пептидного аналога пирацетама.
Редько В.Г. д.ф.-м.н., проф. Задача моделирования когнитивной эволюции
Рассматривается эволюция познавательных способностей биологических организмов. Обсуждаются подходы к моделированию адаптивного поведения (модели "мозг-поведение" Эдельмана, взаимодействие обучения и эволюции, поискового поведения у самообучающихся объектов).
Савватеева-Попова Е.В. д.биол.н. Новая глава в нейробиологии: некодирующие РНК и эпигенетические механизмы формирования памяти
В рамках данной лекции Е.В. Савватеева-Попова рассматривает актуальную в нейробиологии проблему о том, как положение гена в динамичной иерархической системе определяет его активность и сказывается на когнитивных способностях животных и человека. В последние несколько лет появились данные, которые сильно поменяли устоявшиеся представления на молекулярно-генетические процессы в мозге. Лектор рассказывает о результатах новейших исследований и собственных данных в области эпигенетических механизмов памяти.
Сахаров Дмитрий Антонович д.б.н., проф., академик РАЕН Мозг в ситуации выбора
В начале лекции Д.А. Сахаров делает несколько важных комментариев к докладу И.В. Мухиной, в частности обсуждает понятие нейронной сети. В основной части представлен доклад по теме "Мозг в ситуации выбора". Даётся краткий исторический экскурс по проблематике выбора в философских построениях (о свободе воли, моральном выборе, личной ответственности), последующих психологических работах (конструкты поведенческого выбора, мотивации), этологических представлениях о поведенческом репертуаре, упорядоченной активности, принятии решений. В докладе проблема выбора анализируется в русле экспериментальной нейрофизиологии.
Цитоловский Л.Е. д.биол.н., проф. Жизнь нейрона в мозге
Обсуждаются три свойства живого: возможность воспроизводства (механизм генетического наследования), способность поддержания своих основных физиологических функций (гомеостаз), возможность выделения себя из окружающей среды (психические процессы). Из последнего следует субъективность как неотъемлемое свойство живого, как целостного организма, так и его клеток (в частности, нервных). Анализируются принципиально различающиеся представления о мозге и составляющих его нейронах И.П. Павлова (модель "конструкция-детали") и П.К. Анохина (модель "коалиция-сообщники") и соответствующие им "структурные" и "молекулярные" гипотезы памяти. Рассматриваются принципы работы мозга и отдельного нейрона в случаях выработки условно-рефлекторного поведения, ситуации нанесения повреждения и др.